Завтра исполняется девять лет со дня кончины замечательного поэта, переводчика, эссеиста и литературоведа Игоря Сунеровича Меламеда… БЕССОНННИЦА Такую ночь, как враг, себе назначь. Как враг, назначь, прими, как ангел падший, где снег летит, опережая плач, летит, как звук, от музыки отставший. И тьма вокруг. И снег летит на вздох, ни слухом не опознанный, ни взглядом. В такую ночь бессилен даже Бог, как путник, ослеплённый снегопадом. И Бог – уже никто. Он – темнота за окнами. Он кроною ночною ко мне в окно глядит. Он – немота. Он задохнулся снегом за стеною. В такую ночь кровати, двери, шкаф подобны исполинским истуканам: вот-вот и оживут они, припав к оставленным, недопитым стаканам… Я помню: так же ветер завывал в такую ж ночь – ни звёзд, ни Божьих знаков. Я собственное имя забывал во сне – и называл себя Иаков. И снилось мне, что это – сон навек и никогда не будет пробужденья. Всю ночь я колыхался, как ковчег, на волнах отчужденья и забвенья. И было пробуждение. И явь, казалось, в окнах светом брезжит утло. Но как преодолеешь море вплавь? – То был лишь сон, в котором снилось утро. Там, в этом сне, я тихо умирал. И сам себе я снился пятилетним. И снег летел безмолвно, наповал, и падал с неба лебедем балетным. Меня куда-то с хлопьями несло. Умершие со мной играли дети. И календарь не помнил про число. И ночь не вспоминала о рассвете. Я умирал на гребне января, и холод, наступивший наконец-то, все окна в доме настежь отворя, увёл меня в пожизненное детство… И я тогда не умер. Я живу. Но, тем же снегом к стёклам прилипая, всё та же вьюга, только наяву, крушит окно, как всадница слепая. И снег летит в былые январи. И в комнате безжизненно и пусто. И двери открывает изнутри ночной сквозняк, и вслед за ним искусство уходит прочь из комнаты моей на снег, на смерть – сродни пустому звуку. И всё никак не может до дверей ко мне Господь пробиться в эту вьюгу. Но, Господи, услышь хотя бы плач! Узнай, о ком я плачу хоть, о ком я… Уже не хлопья в окна бьют, как мяч, а чёрные кладбищенские комья. …Не о тебе ль я плачу, не твою ищу ли руку, жалуясь и каясь? И в темноте то на руку свою, то на свою молитву натыкаюсь… Не дай тебе, беспомощный Господь, в такую ночь проснуться – о, не дай же!… Он сам уже – одна больная плоть. Он лишь на шаг продвинулся – не дальше… Кто ж эту ночь на боль короновал? – пусть мой вопрос никем уже не слышим! – Кто выдумал нелепый карнавал, где в маске снега страх течёт по крышам? То страх мой потерять тебя впотьмах, и страх ещё покуда не имущих, и страх уже утративших, и страх ещё своих утрат не сознающих, и страшный страх лишённых сна навек, кто сам – непоправимая утрата... Так вот что означает этот снег, точнее, то, что в маске снегопада. И снег летит неведомо куда. И длится страх мой, в грех перерастая. И длится шаг Господень без следа. И длится ночь, безбожная, пустая. И мы с тобой навеки длимся врозь, невыплаканной тьмою отчуждаясь. И снег летит, как поезд под откос, своим ночным крушеньем наслаждаясь… * * * …И опять приникаю я к ней ненасытно. Этой музыки тёплая, спелая мякоть. Когда слушаю Шуберта – плакать не стыдно. Когда слушаю Моцарта – стыдно не плакать. В этой сказке, в её тридевятом моцарстве, позабыв о своём непробудном мытарстве, моя бедная мама идёт молодою, и сидят мотыльки у неё на ладони. Ты куда их несёшь, моя бедная мама? Ты сейчас пропадёшь за наплывом тумана. Эта музыка, словно пыльца мотылька, упорхнувшего в недостижимые страны. Твоя ноша для Моцарта слишком легка, а для прочих она непосильна и странна. И опять ненасытно я к ней приникаю. И она приникает ко мне ненасытно. Остаётся стакан полутёплого чаю в полутёмном вагоне, где плакать – не стыдно… * * * Этот поезд отходит навек. Этот поезд уходит в крушенье. И тяжёлый, немыслимый снег налетит, замедляя движенье. И не зная, откуда идёт и куда этот поезд прибудет, проводник по вагонам пройдёт – на фуражке кокарды не будет. И в ночи, на пустынных путях попадётся нелепый обходчик: он отскочит во тьму второпях, обернётся – и вслед захохочет. Кто-то в чёрном, пред самым концом, за версту до ужасного места, с искаженным от горя лицом просигналит флажком у разъезда. И, томимый неясной тоской, убедит себя в поезде каждый, что рождён под счастливой звездой, уберёгшей его не однажды. Но холодная эта звезда, как раскрытая страшная тайна, воссияет на небе, когда ни один не спасётся случайно. И минута, как век, истечёт. И от смерти следа не оставит. Только эта звезда упадёт под откос и снега окровавит… К ТЕНИ Всю жизнь свою страшась могильной тьмы, страдая, ненавидя и любя, тепло и свет накапливая, мы обречены отбрасывать тебя. Блуждавшая за мною столько лет, ты мне чужою стала, ты – ничья. А я теперь отбрасываю свет, как с двух концов зажжённая свеча. Не жалуйся на горький свой урон и верь, что там, у ночи на краю, тебя возьмёт какой-нибудь Харон в свою гостеприимную ладью. Так на прощанье я тебе скажу, когда настанет мой последний день и я тебя навек освобожу, печальная, отверженная тень. * * * Я неожиданно пойму: какая ночь бы ни нависла – никто, свою лелея тьму, не просветляется до смысла. Никто, в себе лелея мрак, не прозревает своевольно. И не бессмыслен мир, но так бывает тяжело и больно… Так холодна моя рука поверх чужого одеяла. Так бесконечно далека моя любовь от идеала… И всё ж мне чудится порой какой-то смутный шорох рядом, как будто кто-то надо мной склонился с предпоследним взглядом. И как бы я ни пал на дно жестокого миропорядка – я верю вновь, что всё равно мне суждена его оглядка, что всех нас ждёт его ответ, быть может, и невыразимый, что нас зальёт какой-то свет, быть может, и невыносимый. О, как я счастлив осознать, что я ещё люблю и плачу, что в этом мире благодать я не меняю на удачу. И задыхаюсь, и молю, и трепещу перед расплатой. И называю жизнь мою то лучезарной, то проклятой. В блистанье солнечного дня, в сиянье лунного разлива он только смотрит на меня то потрясённо, то брезгливо. * * * Свет зажигаю под ноющий дождь: в городе страшно и мутно светает. И – отраженью оконному: «Что ж, ты проиграл. И такое бывает. Дождь обречён на себя самого. Стёкла оконные в скучном разладе с ветром и ливнем… С тобой – никого. – Жалобу эту оставь, Бога ради, ибо не сладко и ливню – ему не превозмочь ущемлённости – думай, как там ему за окном, одному, в этой толпе, некрасивой, угрюмой мёртвых деревьев – на каждом из них он повисает оборванной леской…» И головою кивает двойник над обветшалой моей занавеской, бледный, взлохмаченный, мокрый, нагой, хищно спросонок оскалясь очками, олово луж разбивая ногой, слёзы пустые глотая зрачками… СОНАТА ДЛЯ БЕССИЛИЯ В этом городе – снег. В этой комнате – я. К циферблату секундная стрелка примёрзла. Остановлено время моё. Как ладья, потерявшая вёсла, погружаюсь, бессилье, в пучину твою, до рассвета в ней вязну. Этой режущей нежности не утаю, не сглотну эту спазму… Ничего, ничего не скажи ей – молчи! В неуместное время на свет родились мы. Не стучись к ней доверчиво в этой ночи и не шли свои письма. Ничего, ничего не скажи ей – пускай не узнает… зажги ей дрожащие спички, в белоснежную темень её отпускай, отвернись с непривычки изменяться в лице от её прямоты… Этой режущей нежности ты не избудешь. Но пойми, что не ты… что не ты… Только жалость разбудишь. И пойми, что с тобою случилась беда: эта нежность на свет родилась так недавно, как ребёнок больной – от него никуда, ну а к ней и подавно не припасть и не вышептать, как ты завяз в этой нежности, влажной и мятной, что с тобою срослась, как родимые пятна… Пусть не знает она ни о чём, ни о чём! – Постарайся не плакать. И приляг на подушку и будь ни при чём, как искусанный локоть… В этом городе снег до рассвета – запрячь эту горечь в анапест (умоляю тебя – не сорвись! не заплачь!) и пойми, что она без тебя проживёт… В этой комнате – снег! И бессонница длится! Пусть голубка спокойно покинет ковчег – отпусти эту птицу! Этот снег разрывает под острым углом ослеплённые окна! Постараюсь упасть лихорадочным лбом в ледяные волокна бесполезной подушки и помнить навек, как бессилье плелось кружевами, как метался тяжёлый, немыслимый снег между нами… АРИАДНА …И сердцу в лад по стёклам дождь стучит бессмысленно и скучно – вероятно, его, как нить напрасную, сучит возлюбленная мною Ариадна. И нить прядётся, но спасенья нет. Чернеет небо, дождь холодный сея. Тебе уже не вывести на свет навеки изнемогшего Тесея. – Приди! Приди! – шепчу тебе во мглу, – над прялкою бессонною усердствуй! Слепую нить проталкивай в иглу, настойчиво нацеленную в сердце. – Из лабиринта нет пути, родной! – Из лабиринта нет пути, родная! Молись и плачь, над пряжей изнывая. Всё кончено. Лишь слабый голос мой хрипит во тьме, себя не узнавая… * * * В эту полночь, в эту вьюгу долго, долго снится мне, как по замкнутому кругу бродят стрелки в тишине. Как из плоского бутона две безумные пчелы тяжело и монотонно время пить обречены. Собирать с минуты влажной смертоносный свой нектар. И накапливать протяжный, оглушительный удар. * * * Душа моя, со мной ли ты ещё? Спросонок вздрогну – ты ещё со мною. Как холодно тебе, как горячо под смертной оболочкою земною! Ужель была ты некогда верна иному телу? Милая, как странно, что ты могла бы жить во времена какого-нибудь там Веспасиана. Душа моя, была ли ты – такой? Не представляю чуждую, иную. Ко праху всех оставленных тобой тебя я, словно женщину, ревную. Душа моя, услышишь ли мой зов, когда я стану тусклой горстью пыли? Как странно мне, что сотни голосов с тобой из тьмы посмертной говорили! И страшно мне – какой ты будешь там, за той чертой, где мы с тобой простимся, и вознесёшься к белым облакам иль поплывёшь по чёрным водам Стикса. И там, где свет клубится или мгла, родство забудешь горестное наше… Я не хочу, чтоб ты пережила меня в раю, в заветной лире – даже. И как тебя сумел бы воплотить в безумное и горькое какое творенье? Твой исход предотвратить нельзя мне и бессмертною строкою. Но если нет возвратного пути, то, уходя к неведомой отчизне, душа моя, за всё меня прости, что сделал я с тобою в этой жизни.

Теги других блогов: поэзия литература Игорь Меламед