Ты знаешь, что мы называем добром: Единый и праведный гнев миллионов, горящие книги и рёв стадионов, хрустальную ночь, Кишинёвский погром… Александр Танков Безумная политика нынешнего руководства РФ, противопоставившего нашу страну всему миру, и стремящегося к военному переделу сложившегося за последние десятилетия статус-кво в Европе, а также предшествующие этому семь с лишним десятилетий советской власти, за которые большевики и их преемники уничтожили миллионы соотечественников (исключим из рассмотрения жертвы внешней агрессии – нацистского вторжения в СССР, начавшегося 22 июня 1941 года), заставляет оглянуться назад. Посмотрим, была ли счастливой жизнь в «России, которую мы потеряли». Конечно, в XIX и начале XX века во всём мире «цена человеческой жизни» была значительно более низкой, чем сейчас, далеко до нынешних стандартов недотягивало и общепринятое отношение к правам и достоинству личности. Поэтому и российское отношение к «правам человека» не следует мерить по стандартам дня сегодняшнего. Но, к сожалению, несмотря на прогресс, имевший место после реформ Александра II, Российская Империя не входила в число наиболее «человечных» (по отношению к собственному населению) европейских стран. Одним из самых отвратительных явлений, имевших место в дореволюционной России, был бытовой антисемитизм, доходящий при попустительстве властей до массовых погромов. На мой взгляд это безобразное явление стало одним из факторов, приблизивших крах царской власти, своими руками создававшей своих врагов – людей, на первых порах, вынужденных заниматься самозащитой, часть которых позднее превратилась в активных участников революционного движения. Один из самых известных еврейских погромов в Российской империи – Кишинёвский погром начался 120 лет назад, в пасхальное воскресенье 6 (19) апреля 1903 года. Вот что писал об этом Владимир Короленко: «Толпа явилась около 11 часов, в сопровождении двух патрулей, которые, к сожалению, тоже не имели никаких приказаний. Она состояла человек из пятидесяти или шестидесяти, и в ней легко можно было заметить добрых соседей с молдаванскими фамилиями. Говорят, они прежде всего подступили к винной лавке, с хозяином которой, впрочем, поступили довольно благодушно. Ему сказали: "Дай тридцать рублей, а то убьём". Он дал тридцать рублей и остался жив, конечно, спрятавшись куда было можно, чтобы всё-таки не быть на виду и не искушать снисходительность дикой толпы… Последняя же приступила к погрому. Площадь в несколько минут покрылась стеклом, обломками мебели и пухом». За два дня погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600, повреждено около трети всех домостроений города. Погром стал следствием того, что городские власти запретили газетам освещать дело об убийстве в селе Дубоссары 14-летнего подростка, в котором ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», обвинила евреев, утверждая, что это было ритуальное убийство. Таким образом, публикации в «Бессарабце» остались без опровержения, хотя следствие почти сразу нашло настоящего убийцу. Во время погрома полиция, практически, бездействовала…