Взор Набокова прям, и мир с ним прекрасен. Его книги возвращают достоинство слову. Они свидетельствуют о нашей внутренней свободе, о том, что личность – это её слово. Его люди не стремятся взлететь на мыльных шарах чего-то большего, чем они сами. Не являются как прообразы автора на пробковых ходулях. Не выпячивают вверх узкую грудь на фотографических автопортретах в профиль. Не подносят нам слизней в героическом салате. Не работают рупорами липких слоёв и жидких сословий. Не выражают идей, пресмыкаясь под разноцветными флагами. Не изображают прописанных противными буквами лозунгов. Не произносят ни квадратных слов, ни треугольных трюизмов. В его книгах нет ничего, что превращает человеческую речь в трухлявое душевное месиво. Ибо Набоков один из немногих понимал, что пошлость укореняется прежде всего в испорченном слове. Так чувствует историю Владимир Набоков… Анри Волохонский Блестящий писатель, поэт, литературовед и переводчик Владимир Набоков появился на свет 124 года назад. Владимир Владимирович обладал многими талантами – он на профессиональном уровне занимался энтомологией (опубликовал 19 научных статей и заметок по энтомологии, открыл двадцать видов бабочек, собрал коллекцию из более 4000 чешуйчатокрылых, хранящуюся в зоологическом музее в Швейцарии), как шахматный композитор, составил множество превосходных шахматных задач, как переводчик, выполнил, практически, неподъёмный труд, переведя на английский «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Слово о полку Игореве». Чрезвычайно интересен Набоков как литературовед – в своё время меня поразила его книга «Николай Гоголь», с кардинально отличавшимися от известных мне трактовками творчества Николая Васильевича. Восемь раз Набоков номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но, как говорится, «не срослось». С книгами Набокова я знакомился в конце семидесятых – начале восьмидесятых, благодаря самиздату и «тамиздату». Следующее воспоминание относится ко времени «андроповщины». В 1983 году в квартире у моей знакомой был проведён обыск. В протоколе обыска было записано: «Изъят машинописный текст антисоветского содержания, начинающийся словами: «Сообразно с законом», и заканчивающийся словами: «существа, подобные ему». Это был мой экземпляр самиздатского «Приглашения на казнь» Набокова. Чтобы усилить впечатления от «благословенного» советского времени, сообщу, что накануне этого события я сам, ожидая обыска, сжёг в ванной экземпляр «Улитки на склоне». Стругацкие, в отличие от Набокова запрещены не были, но переданный мне экземпляр был изготовлен с помощью «множительной техники», и, достанься он чекистам, мог быть вычислен «преступник», его изготовивший… РАССТРЕЛ Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывёт кровать; и вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать. Проснусь, и в темноте, со стула, где спички и часы лежат, в глаза, как пристальное дуло, глядит горящий циферблат. Закрыв руками грудь и шею, – вот-вот сейчас пальнёт в меня! – я взгляда отвести не смею от круга тусклого огня. Оцепенелого сознанья коснётся тиканье часов, благополучного изгнанья я снова чувствую покров. Но, сердце, как бы ты хотело, чтоб это вправду было так: Россия, звёзды, ночь расстрела и весь в черёмухе овраг! ДУША О, как ты рвёшься в путь крылатый, безумная душа моя, из самой солнечной палаты в больнице светлой бытия! И, бредя о крутом полёте, как топчешься, как бьёшься ты в горячечной рубашке плоти, в тоске телесной тесноты! Иль, тихая, в безумье тонком Гудишь-звенишь сама с собой, вообразив себя ребёнком, сосною, соловьём, совой. Поверь же соловьям и совам, терпи, самообман любя, – смерть громыхнёт тугим засовом и в вечность выпустит тебя. * * * Мы с тобою так верили в связь бытия, но теперь оглянулся я, и удивительно, до чего ты мне кажешься, юность моя, по цветам не моей, по чертам недействительной. Если вдуматься, это – как дымка волны между мной и тобой, между мелью и тонущим; или вижу столбы и тебя со спины, как ты прямо в закат на своем полугоночном. Ты давно уж не я, ты набросок, герой всякой первой главы – а как долго нам верилось в непрерывность пути от ложбины сырой до нагорного вереска. * * * Вот это мы зовём луной. Я на луне, и нет возврата. Обнажена и ноздревата... А, здравствуйте – и вы со мной. Мы на луне. Луна, Селена. Вы слышите? Эл, у, эн, а... Я говорю: обнажена, как после праздника арена. Иль поле битвы: пронеслись тут бегемоты боевые, и бомбы бешено впились, воронки вырыв теневые. И если, мучась и мыча, мы матовые маски снимем, потухнет в этом прахе синем и ваша, и моя свеча. Наш лунный день не будет долог среди камней и гор нагих. Давайте ж, если вы геолог, займёмся изученьем их. В ложбине мрак остроугольный ползёт по белизне рябой. У нас есть шахматы с собой, Шекспир и Пушкин. С нас довольно. СМЕРТИ НЕТ Живи. Не жалуйся, не числи ни лет минувших, ни планет, и стройные сольются мысли в ответ единый: смерти нет. Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись – безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. Не презирая грёз бывалых, старайся лучшие создать. У птиц, у трепетных и малых, учись, учись благословлять!